Суббота
 27.04.2024
 10:59
                                                               



ФГОС. УРОК МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Типология урока | Регистрация | Вход
» Меню сайта



НОВИНКА
МЕРЗЛЯК
5 класс (часть 1)


Е.А. Бунимович






Г.В. Дорофеев






» Статистика


Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

Типология современного урока

1. Урок "открытия" новых знаний

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Структура урока

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

а) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);

б) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);

в) устанавливаются тематические рамки ("могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

а) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

б) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

в) мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление;

г) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

а) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

б) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Существует 3 возможности постановки учебной проблемы на уроке:

1. Создание проблемной ситуации (самый сложный, но и самый эффективный прием).

Пример вы можете посмотреть здесь.

2. Подводящий к теме диалог (серединка на половинку, как по сложности, так и по развивающему результату).

Пример вы можете посмотреть здесь.

3. Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема (самый простой и менее полезный для развития интеллекта).

Пример вы можете посмотреть здесь.

Высшая степень проблемности присуща такой учебной задаче, в которой ученик:

сам формулирует проблему,
сам находит ее решение,
решает,
самоконтролирует правильность этого решения.

2. Урок рефлексии

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

 Структура урока

1.  Самоопределение к деятельности.  

Учитель формулирует цель урока и устанавливает тематические рамки по­вторяемого содержания. При этом включается эмоциональный компонент, осно­ванный на положительном опыте прошлых уроков.

2.  Актуализация знаний.

а)Организуется повторение используемых способов действий (норм) — по­нятий, алгоритмов (правил), свойств — с фиксацией соответствующих эталонов.

б)   Проводится самостоятельная работа (в форме индивидуальной деятель­ности), которая завершается самопроверкой учащимися по готовому образцу своих работ и фиксацией ошибок.

3.  Локализация затруднений (этап, аналогичный постановке учебной задачи).

Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют решение и фиксируют в речи, какие способы действий (нормы) требуют уточнения.  Учащиеся, не допустившие ошибок, на данном и следующих этапах выполня­ют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

 4.  Построение проекта выхода из затруднений (этап, аналогичный этапу «открытия» нового знания).  

Пошагово применяя эталоны, соответствующие зафиксированным спосо­бам действий (нормам), учащиеся выявляют, в чем именно заключаются ошибки (место в алгоритме, признак понятия и т. д.), и исправляют их на основе правиль­ного применения эталонов.

5.  Обобщение затруднений во внешней речи (этап, аналогичный этапу первичного закрепления). 

Обсуждаются типовые ошибки и проговариваются формулировки способов действий (норм), вызвавших затруднение.

6.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.  

Каждый учащийся выбирает только те задания из числа предложенных, в которых он допустил ошибки, решает их, затем выполняет самопроверку по эталону, сравнивает свое решение с готовым образцом и фиксирует знаково результат деятельности.

7.  Включение в систему знаний и повторение.  

При положительном результате деятельности на предыдущем этапе учащи­еся выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий (нормы) связываются с ранее изученными и между собой, а также задания на подготовку к изучению следующих тем. При отрицательном — учащиеся повторяют преды­дущий этап для другого варианта (индивидуально или вместе с консультантом).

8.  Рефлексия деятельности (итог урока).  

Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким спо­собом они были исправлены, проговаривают способы действий (нормы), вы­звавшие затруднение, оценивают свою деятельность на уроке. В завершение учащиеся фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов дея­тельности, намечают цели последующей деятельности.

3. Урок общеметодологической направленности (управление деятельностью на уроке)

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля (самопроверка, взаимопроверка)

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Использованные источники.

1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/

5. Онищук В.А.. Урок в современной школе, М., «Просвещение», 2008г.

6. http://chinaeva-elena.ucoz.ru/index/struktura_uroka_refleksii/0-93

» Поиск

» Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

» Опрос
Что Вас больше всего интересует на сайте?
Всего ответов: 1315









Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz